Главная / Дети / Фонематический слух — что это такое и как его развить?

Фонематический слух — что это такое и как его развить?

Фонематический слух очень важен для правильного понимания речи и ее формирования. Следовательно, это обуславливает наше функционирование в обществе. Развитие речи ребенка, а также умение писать, читать и запоминать зависит от того, насколько хорошо у ребенка развит фонематический слух.

Фонематический слух – это способность различать отличительные признаки мельчайших элементов речи, или фонем, за счет таких различий, как звучность и мягкость. Благодаря этой способности мы можем различать, среди прочего, звук «к» от «г», «т» от «д» или «с» от «ч». Формирование фонематического слуха начинается примерно в 6—12-месячном возрасте, а заканчивается этот процесс при полном формировании речи, т. е. в возрасте 6—7 лет. Фонематический слух можно развить с помощью соответствующих слуховых и логопедических упражнений https://xn—-etbddcqrwcblsz7c9h.xn--p1ai/uslugi/surdopedagog/

Фонематический и физический слух

Правильное развитие фонематического слуха во многом зависит от функционирования физического слуха. Правильно функционирующий физический слух позволяет записывать речь в диапазонах от 100 до 8000 полуколебаний в секунду. Если у ребенка снижена естественная слуховая чувствительность в определенных частотах, например низких, средних или высоких тонах, то он реже слышит звуки речи, частоты которых он плохо регистрирует, поэтому возникают проблемы с развитием речи в терминах. из этих звуков. Чтобы диагностировать причину задержки речи, необходимо проверить слух ребенка, так как наиболее распространенной причиной таких проблем является потеря слуха . Проверка слуха должна проводиться опытным специалистом по слухопротезированию., который использует в диагностике как объективные, так и субъективные методы и способен модифицировать их соответствующим образом, чтобы их можно было использовать у детей всех возрастов (подробнее по этой теме: Проверка слуха у детей ). Благодаря скрининговым исследованиям слуха у новорожденных можно выявить снижение слуха в первые 24 часа жизни. Ранняя диагностика очень важна для правильной реабилитации слуха, ведь правильно подобранные слуховые аппараты могут значительно затормозить развитие болезни. Врожденные нарушения слуха встречаются часто – статистика показывает, что 3 из 1000 детей рождаются с нарушениями слуха. Неправильно функционирующий и нереабилитированный физический слух задерживает развитие фонематического слуха, важного для правильного восприятия и формирования речи.

Развитие фонематического слуха и речи

Человеческий язык является двухклассным, а это означает, что языковые единицы, такие как фонемы, морфемы и лексемы, подчиняются определенным правилам, в том числе грамматическим, благодаря которым возможна правильная коммуникация на данном языке. Умение дифференцировать фонемы является основным навыком, благодаря которому возможны процессы звукового анализа и синтеза слов, т. е. выделение в них отдельных слогов и звуков и синтез этих элементов с целью составления конкретных слов, благодаря к которым можно строить предложения. Способность анализировать и синтезировать слова развивается позже фонематического слуха и связана с обучением чтению и письму. Фонематический слух не является врожденной способностью, а формируется естественным путем через контакт с языком, с которым ребенок контактирует с рождения, слушая людей из близкого окружения. Вот почему так важно разговаривать с малышом на каждом этапе его развития. Способность понимать слова, наиболее часто употребляемые в данной семье, развивается быстрее всего.

Развитие фонематического слуха тесно связано с развитием речи и включает пять этапов.

Развитие фонематического слуха и речи

I этап — предфонематический

На этом этапе у ребенка отсутствует способность дифференцировать звуки или намеренно создавать собственную речь. Произведенные звуки неструктурированы и поэтому их трудно различить.

II этап — начало фонемной дифференциации

Ребенок учится различать фонемы, наиболее отличающиеся друг от друга, и не различает признаков сходных фонем. Речь искажена, ребенок не распознает правильное и неправильное произношение.

III этап — Дифференциация фонем

Ребенок может различать большинство фонем и различать правильное и неправильное произношение.

IV этап — дошкольный возраст

Развитая способность различать фонемы с небольшим количеством ошибок. Произношение на этом этапе должно быть правильным, возможны некоторые отклонения от нормы.

V этап — 6 лет

Фонематический слух полностью сформирован. Ребенок дифференцирует фонемы как на слух, так и в речи — правильно их произносит.

Проблемы с фонематическим слухом

Нарушения фонематического слуха могут вызвать множество проблем, связанных с развитием речи и обучением чтению и письму. Это включает:

  • трудности в восприятии речи;
  • нарушения формирования речи или нарушения в уже сформированной речи;
  • трудности с чтением и письмом или изучением этих действий;
  • проблемы с запоминанием и повторением сложных слов и длинных предложений;
  • проблемы с пониманием сложных словесных команд;
  • бедный словарный запас;
  • трудности в создании письменных и устных предложений и утверждений;
  • проблема с написанием слов со смягчениями;
  • пропуск слов или частей слов при чтении;
  • задача с заучиванием дней недели, месяца и таблицы умножения;
  • трудности в анализе и синтезе слогов и звуков в слове;
  • проблемы с различением похожих слов;
  • задержка речевого развития;
  • дефекты речи;
  • проблемы с артикуляционной кинестезией, т.е. правильным расположением органов речи для произнесения определенных звуков.

Эти трудности следует проконсультировать с логопедом, который порекомендует соответствующие упражнения для укрепления фонематического слуха и развития умения правильно расставлять органы речи во время речи. Вам также следует провести профилактическую проверку слуха, чтобы выяснить, не связаны ли фонематические нарушения слуха с физической потерей слуха.

Как поддержать фонематический слух

Логопед может предложить родителям различные упражнения для занятий с ребенком дома. Самое главное в этом деле – последовательность, регулярность и терпение. Каждую пару звуков с проблемой дифференциации необходимо повторять до результата, т. е. до тех пор, пока у ребенка не возникнет затруднений с их правильным различением. Только после этого можно начинать практиковать произношение и написание слов, в которых есть проблемные звуки. Начинать поддержку фонематического слуха лучше всего с упражнений, направленных на развитие слуховой чувствительности, таких как обучение распознаванию звуков, издаваемых различными предметами, автомобилями, инструментами или погодными явлениями, например дождем или ветром. Важно акцентировать внимание на дифференциации интенсивности этих сигналов и указать источник их происхождения. На этом этапе ребенок также может воспроизводить ритмы, для этого стоит использовать популярные детские стихотворения, в которых много звукоподражательных выражений, напр. Локомотив. Следующая серия упражнений должна касаться дифференциации звуков в человеческой речи, например:

  • дифференциация пар звуков, отличающихся только одним признаком, например «б» (звонкие) и «р» (глухие), «к» и «г», «т» и «д» и т. д.;
  • подчеркивание в тексте слов с шипящими (‘с’, ‘з’, ‘ц’, ‘дз’), жужжащими звуками (‘сз’, ‘ж’, ‘чз’, ‘дз’) и глухими звуками (‘ш ‘, ‘щ’, ‘ч’) — для каждого ряда букв следует использовать мелок другого цвета;
  • составление слов с похожими звуками;
  • придумывать рифмующиеся слова;
  • сортировка слов, начинающихся с определенных звуков или слогов;
  • расположение слов от самого короткого к самому длинному;
  • деление слов на слоги и их подсчет – в начале каждый слог следует ставить ударение хлопками в ладоши, так ребенок усвоит ритм языка;
  • анализировать слова с точки зрения содержащихся в них звуков, например, путем сопоставления в парах слов, различающихся только одним телефоном, таких как: дата — папа, дама — мама, дрозд — коза.

Развитие фонематического слуха и речи

После овладения навыком дифференциации отдельных звуков следует сосредоточиться на совершенствовании слуховой памяти. Для этого может быть полезно заучить стихи или повторить высказывания других людей. Изучение слов с одинаковым слогом также работает хорошо. На этом этапе также стоит ввести упражнения для развития речи и обогащения языка. В этом аспекте у нас есть много возможностей, например:

  • словесное описание отдельных предметов;
  • слушать сказки или рассказы, а затем рассказывать их своими словами или отвечать на вопросы, связанные с текстом;
  • создание собственных заявлений на различные темы, например, о вчерашней деятельности, играх, домашних животных, планах на отпуск или различных профессиях;
  • рисование картинок по заданной словесной инструкции;
  • описание цветов и пространств.

При нарушениях речи упражнения на развитие фонематического слуха должны сопровождаться упражнениями для органов речи — губ и языка, адаптированными к проблемам, связанным с произношением. Их порекомендует логопед. У детей, посещающих логопедические занятия, должна быть тетрадь, в которую специалист, проводящий занятия, будет записывать упражнения, которые необходимо выполнять дома. Занятия с ребенком вне логопедических занятий дают очень хорошие результаты, ведь при задержке речевого развития и сопутствующих дефектах речи самое главное – это регулярность занятий.

Потеря слуха распространена среди детей. Иногда то, что ваш ребенок капризничает, не означает, что он вас не слушает, а — он просто вас не слышит. Поэтому стоит проводить проверку слуха у детей. Ранняя диагностика и соответствующая реабилитация могут быть эффективными в предотвращении развития вторичных проблем со слухом, таких как проблемы с обучением чтению и письму или снижение концентрации внимания.

 

О admin

Информация на сайте носит рекомендательный характер. Пожалуйста, посоветуйтесь с лечащим врачом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

error: Content is protected !!